В детском фестивале звонарей Сибири впервые примут участие Бердчане.

13 мая в Новосибирске на территории собора во имя святого благоверного князя Александра Невского пройдёт VIII детский фестиваль звонарей Сибири.

От  города в нём впервые примут участие ученики школы звонарей, открытой при воскресной школе Богоявленского храма.

Эта школа открылась совсем недавно, месяца три назад, по инициативе звонаря Богоявленского храма Алексея Хрякова. И учеников в ней совсем немного – всего трое мальчишек из разных школ города. С двоими меня знакомит директор воскресной школы Анна Бодунова: Ивану Рязанцеву десять лет, он учится в православной гимназии при Преображенском кафедральном соборе; на год старше его Захар Шубин, ученик школы №3. С третьим учеником школы звонарей познакомиться не удалось: двенадцатилетний Иван Дегальцев как раз в этот день выступает на спортивных соревнованиях и в нашей встрече принять участие не смог.

Интересуюсь у Алексея Хрякова, что означает колокольный звон в православной традиции? Он поясняет:

— Колокольный звон призывает людей к Богу. Это молитва. Мы поднимаемся на колокольню для того, чтобы славить Бога. Во время колокольного звона явственно ощущается незримая связь с Богом.

Алексей Витальевич окончил школу звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском институте и о колоколах и колокольном звоне готов говорить часами. Он рассказывает: «У каждого колокола есть своеобразный паспорт. Во всяком случае, у больших колоколов, благовестников, он точно есть. Это надписи, в каком году колокол отлит, кто его лил, указываются имена благодетелей, на средства которых этот колокол сделан». И завершает своё повествование лирично:

— А вообще, колокол – он как человек. У него даже строение такое же: есть язык, глава, плечо, губа и так далее. А в старину колокола даже крестили. Надевали на колокол крестильную рубашку, помазывали его елеем, нарекали каким-нибудь именем.

Интересуюсь, почему в школе звонарей при воскресной школе Богоявленского храма там мало учеников – всего трое? Анна Бодунова отвечает цитатой из Священного Писания: «Много званых, да мало избранных». А Алексей Хряков поясняет: желающих было много, но для того, чтобы стать звонарём, нужны особые качества и прежде всего — чувство ритма. Даже музыкальное образование не обязательно – а вот чувство ритма необходимо. «Главное – чувствовать ритм, темп. А всё остальное Господь даст, было бы желание».

И где же занимаются юные звонари – на колокольне? Анна Викторовна поясняет: сначала пробовали на колокольне, но скоро поняли, что необходим специальный тренажёр. Купили, большую часть суммы на него внёс звонарь Алексей Хряков, помог попечитель храма и кто-то ещё, пожелавший остаться неизвестным. И сейчас ребятишки занимаются именно на тренажёре.

Я заинтригован: что же представляет из себя этот тренажёр, где находится? Анна Бодунова и Алексей Хряков подводят меня к центральному входу на территорию храма. По обе стороны от ворот – симметрично расположенные, абсолютно одинаковые кирпичные будочки. И вот в одной из них, оказывается, и расположен тренажёр. Вот никогда бы не подумал!

Внутри уютно, тепло, а на специальном приспособлении развешены несколько разного размера колоколов. Они небольшие и без «паспортов» — то есть каких-либо надписей на боках. Захар и Иван подходят к тренажёру и тут же начинают вызванивать нечто, для меня непонятное, но красивое и явно осмысленное. Восхищаюсь: да они, оказывается, уже запросто звонят в четыре руки! Анна Викторовна рассказывает: ребята приходят сюда постоянно. Одни, без взрослых – «они уже сами как взрослые». И не балуются, а именно занимаются – сыгрываются. Высказываю уверенность, что при таком усердии очень скоро они и на колокольне будут демонстрировать своё мастерство.

На колокольню мне и предлагают подняться. Вид сверху – половина Бердска, весь Микрорайон, как на ладони. Но гораздо больше меня привлекают колокола – настоящие, с «паспортами». Звонарь показывает и рассказывает: здесь их девять – большой «благовестник», пять средних и три малых, дозвонных. Анна Бодунова интересуется: «А вот когда мы идём крестным ходом вокруг храма, как вы знаете, когда звонить?». Алексей Хряков кивает на ребятишек: «А у меня помощники есть, они мне и сигналят». Анна Викторовна улыбается: «Живые СМС!». Спрашиваю у «эсэмэсок»: «Вырастете – звонарями станете?». Алексей Витальевич поясняет, что Иван с планами на взрослую жизнь пока не определился, а вот Захар, оказывается, мечтает стать хирургом. «Но звонить-то, конечно, они не перестанут». И вводит нас в курс дела относительно того, что ждёт ребят на предстоящем детском фестивале звонарей. Там, по его словам, соберутся юные звонари со всех новосибирских православных школ, приедут и ребятишки из других епархий: из Томска, Кемерово, Красноярска. И будет для них праздник: будут ребята звонить во все колокола, а в перерывах между звонами участвовать в различных конкурсах. И, конечно, в конце фестиваля будут и подарки, будут и призы.

А в завершение нашей встречи Алексей Хряков рассказывает удивительно красивую историю:

— В Сретенском храме есть один колокол, отлитый где-то в конце XIX века — со старой Сретенской церкви, закрытой в тридцатые годы прошлого века. Когда строили новый Сретенский храм, для полного подбора не хватало буквально одного колокола – для того, чтобы голос у храма был красивый. И один горожанин принёс этот колокол. Оказывается, все эти годы колокол служил верой и правдой в какой-то организации, расположенной в районе переезда. Служил в качестве рынды: о пожарах там оповещал или созывал людей на обед или партийные собрания. И кто-то его сохранил, что очень удивительно – ведь в советское время при закрытии храмов колокола обычно разбивали. И вот один выжил, слава Тебе, Господи! И сейчас славит Бога в Сретенском храме.

(26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.