Всё больше на колокольнях русских больших соборов и маленьких сельских храмов появляется роботизированных устройств, заменяющих, или, если хотите, вытесняющих живых звонарей. Изготавливает их несколько фирм, реклама которых заполонила интернет и церковные строительные журналы.
Даже некоторые колокольные заводы, почувствовав конкуренцию, сдались и предлагают установить устройство вместе с новыми отлитыми колоколами. Большинство интервью одного известного производителя электронных звонарей начинается с того, что автор как бы открещивается от своего детища, называя его «вынужденной мерой» и «вспомогательным средством в сохранении и возрождении традиции живого колокольного звона», а заканчиваются статьи, как правило, публикацией контактов и приглашением установить эту систему на колокольне. Её стоимость с установкой составляет около 300 000 рублей.
Давайте назовём вещи своими именами: прикрываясь тяжёлым состоянием современного звонарского искусства в России, производители электронных звонарей коммерчески заинтересованы в продвижении своих изделий. Время обучения звонаря – от месяца до года, а, чтобы он стал высококлассным специалистом, нужно посвятить этому искусству лет пять. Электронный звонарь устанавливается за три дня. За обучение живого звонаря можно попросить тысячи три, а за электронного – триста тысяч. Чувствуете, какие тут открываются горизонты?
А если ещё громко выкрикнуть, что «МЫ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ!», то вообще голова может закружиться от перспектив. Как следует из тех же интервью, особенный интерес для «умельцев» представляют колокольни Сибири и Дальнего Востока – и простору больше, и от столичного священноначалия подальше. Производители звонящих роботов, так пристально смотрящие на Сибирь, ясно видят, что «со звонарями здесь большая проблема» и, наблюдая совершенную невозможность звонить при сильном ветре и отрицательных температурах, предлагают установить на колокольнях машины, дёргающие за верёвки. Давайте рассмотрим несколько мифов, которые выставляются производителями роботов как очевидные плюсы изделия.
МИФ №1. В систему заложены все основные канонические и традиционные звоны. На сайте заявлено о 62 звонах, заложенных в память электронного звонаря, трезвонов – около 10. Из личной переписки с производителем устройств А. Дьячковым стало известно, что все эти звоны он адаптировал сам, причём о серьёзных исследованиях, проведённых авторами изделия в области нотации звонов ничего не известно, нигде не опубликованы их нотные записи, и нам остаётся лишь верить на слово тому, что все они – «канонические и традиционные». Это вызывает вопросы, поскольку среди прочих вариантов в списке имеются три вариации малинового звона (в дореволюционных источниках не сохранилось его конкретного описания), а также красный, святогорский и оптинский. Об остальных традиционных звонах (московские, ростовские, псковские, петербургские, лаврские) на сайте производителя ничего не указано.
То есть по факту мы имеем дело с записанными в памяти программы несколькими звонами, адаптированными одним, пусть и талантливым звонарём, однако говорить о том, что в систему заложены все основные канонические и традиционные звоны – это голословное утверждение. Подобное рекламное высказывание, вне всякого сомнения, адресовано тем, кто не имеет совершенно никакого представления о канонических традиционных русских колокольных звонах.
МИФ №2. Священники одобрили использование электронного звонаря. Безусловно, установка таких систем производится с благословения настоятелей, а в ряде случаев и управляющих той или иной епархии, но необходимо чётко понимать, что ДО СИХ ПОР НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ВЫРАЖЕННОГО МНЕНИЯ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ относительно этого устройства. Отметим, что изобретатели (ненамеренно или, скорее напротив, намеренно) постарались избежать вынесения идеи разработки и внедрения подобных систем и обсуждения этой темы в профессиональном звонарском сообществе. Общество церковных звонарей, Ассоциация колокольного искусства России, крупные звонарские центры по всей России высказали своё единодушное резкое неприятие электронной системы управления колоколами во время богослужения. В итоговом документе секции «Кампанология и звонарское мастерство», проведённой в Москве в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, содержится следующее положение: «Мы, учёные и звонари считаем, что Церковь – хранительница традиций не должна одобрять установку в храмах «электронного звонаря-робота». Необходимо довести до сведения настоятелей храмов недопустимость использования электронных установок». Документ был направлен председателю Патриаршего совета по культуре Русской Православной церкви епископу Тихону (Шевкунову) и подписан Архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием, доктором искусствоведения, руководителем Ассоциации колокольного искусства России А. С. Ярешко, доктором технических наук, руководителем «Общества древнерусской музыкальной культуры» Б. Н. Нюниным, доцентом кафедры церковно-практических дисциплин, преподавателем основ кампанологии Московской Сретенской Духовной семинарии Н. И. Завьяловым и ещё двенадцатью крупными учёными-кампанологами и церковными звонарями. Кстати, в 2015 году по итогам проведения фестиваля звонарей «Байкальский благовест» подобное письмо было направлено Высокопреосвященнейшему Вадиму, Митрополиту Иркутскому и Ангарскому, а в Беларуси в том же 2015 году был снят фильм о таких устройствах и их авторах с красноречивым названием «Бездушный звонарь».
МИФ №3. Система способна обучать живых звонарей. Что это значит?Производители трактуют это следующим образом: ученик-звонарь поднимается на колокольню, включает звон и пытается повторить ритмические рисунки. Как педагог школы звонарей с пятнадцатилетнем стажем, могу заявить ответственно – обучиться игре на колоколах таким способом невозможно. Представим на минуту, что мы посадим ученика 1 класса музыкальной школы за механическое пианино и дадим задание подстроиться под нажатие клавиш, угадать, в какой момент какая клавиша будет нажата механизмом и таким образом освоить музыкальное произведение. Это бредовая и невыполнимая задача. Мы искали звонарей, которые обучились с помощью системы «электронный звонарь», и найти их не удалось.
МИФ №4. Дублирование электронной системы управления традиционным пультом позволит живым звонарям звонить к службе. Да, теоретически такая вероятность остаётся, однако, как правило, после установки электронного звонаря колокольня закрывается на ключ и доступ к колоколам становится невозможен. Понять настоятеля можно: если дорогостоящая система по какой-то причине выйдет из строя, необходимо будет за свой счёт вызывать ремонтника из столицы. Да и откуда появится живой звонарь, когда колокольня закрыта, а звонарское послушание уже занято роботом? Наш личный опыт показывает, что как раз наоборот, установка электронной системы звона с ограниченным, навязанным производителем набором звонов не помогает возродить утраченное в Сибири колокольное искусство, а уводит в сторону европейского механического звона, нивелирует усилия, предпринятые звонарскими школами и отдельными звонарями, меняет сознание священноначалия, предлагая идти простым путём, решив сиюминутную задачу отсутствия звонаря.Но если рассматривать этот процесс «в долгую», то становится очевидно, что средства, отпущенные на установку электронной системы звона – это не что иное, как талант, закопанный в землю. Можно ведь как потратить эту значительную сумму? Средства можно вложить в человека, в его развитие, в его обучение, командировать его на лучшие звонарские курсы (при желании даже не в один город), определить ему щедрое жалование, непременно поставив при этом задачу организации звонарской работы на приходе, глубокого изучения истории колокольного звона в России и в родном крае, организации занятий с детьми, словом, вырастить высококвалифицированного специалиста.
Давайте построим прогноз, что мы получим через год-два? Выходит, что или на приходе появится влюблённый в своё дело звонарь, который станет трезвонить лучше робота, организует школу, начнёт отдавать накопленные знания, станет настоящим живым и деятельным помощником настоятеля, или с закрытой колокольни будут звучать всё те же, уже набившие оскомину записанные звоны. Кстати, остаётся открытым, как ещё отреагируют прихожане, узнав, что на колокольне их призывает к молитве бездушная машина?И о самом главном. Вот простой вопрос, на который не может ответить ни один производитель электронных звонарей: «Где рождается звон?» Если сказать, что звон рождается в точке соприкосновения стального языка с краем бронзового колокола, это значит признать, что колокольный звон – всего лишь некий музыкальный шум, что нет в нём ничего, кроме ритмически организованных звуков. Поэтому и не могут производители роботов признать, что звон рождается внутри человека. Но не от избытка ли сердца глаголют уста наши? Не в звонарском ли сердце зарождается это славословие? Не там ли гнездятся выражающиеся в колокольных «песнях» благодарность, пасхальная радость и любовь к Творцу, к людям, к матери-Церкви, к Родине, к маме, молитвенный призыв ко всем крещёным и некрещёным, к живым и усопшим, к воцерковлённым и непросвещённым, потрудившимся и пришедшим в одиннадцатый час, не там ли рождаются все эти колокольные переливы, эти замирания и паузы, эти тихие улыбки и благодатные очищающие слёзы, эти всполохи и крылья, возносящиеся к Небу и возносящие всех, кто не просто ухом слышит колокольный звон, но и впитывает его всем сердцем своим? Колокольный звон, рождённый в сердце звонаря, наполненный любовью живого человека, проникает в душу каждого и летит, возносит её к Небу! От сердца к сердцу, от живого сердца, к живому сердцу. Здесь же звучит не живой колокольный звон, а подделка. В зоологии мы встречались с подобным явлением, это ни что иное, как мимикрия, когда одно примитивное существо прикидывается другим более сильным организмом ради своего безбедного существования. Электронный звонарь по задумке и своей сути – это пустая, зафиксированная однажды, застывшая холодная колотушка, здесь звонарского сердца нет, оно оторвано и выброшено за ненадобностью. И когда вам скажут, что «звоны-то эти ведь живой звонарь составлял!», не нужно обманываться.
Записанные кем-то когда-то, они не наполняются светом сегодняшнего Евангелия, они не могут быть обращены ни к бабушке, спешащей в храм, ни к мужичку, который идёт мимо. Они будут звучать «как бы вообще», безотносительно и безадресно, вне церковного календаря, просто как фон богослужения. Оторванное сердце не наполнит их любовью и благодарностью. И не нужно обманываться, голос робота никогда не станет живым молитвенным призывом. Даже многократно усовершенствовавшись с музыкальной точки зрения, он навсегда останется лишь мёртвой шарманкой, звучащей ни для кого.
Алексей Талашкин,заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии
(28)