23-25 мая 2014 года в Новосибирске прошел Х Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири
Удивительное, величественное, ни с чем не сравнимое по своему великолепию зрелище: Красный проспект заполнен не рядами машин, а золотом священнических облачений. Двадцать пятое мая, Епархиальный Крестный ход. Над многотысячным людским потоком плывут хоругви, молитвы и, конечно, колокольные звоны.
Звонили колокола Вознесенского кафедрального собора, откуда началось движение Крестного хода. Колокольными звонами встречал торжественное шествие Собор Александра Невского. Пели колокола передвижной звонницы около Часовни Николая Чудотворца – к слову, впервые в истории наших Епархиальных Крестных ходов. В этом году с такой инициативой выступил и получил благословение Преосвященнейшего Владыки Тихона Сибирский Центр колокольного искусства (СЦКИ).
И вот в самом сердце Новосибирска звучат колокола. Под их звон мимо белоснежных стен часовни шествует двадцатитысячная процессия. Но лишь немногие знают о том, что сейчас здесь звонит вся Сибирь: Кемерово, Томск, Иркутск, Новокузнецк, Новоалтайск, Барнаул, Новый Шарап (Ордынский район), Каинск, Омск, Красноярск. А с ними Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Надым. Такова география участников Десятого Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири. Так случилось, что в этот раз дни проведения фестиваля (23-25 мая) пришлись на Епархиальный крестный ход, и, таким образом, иногородние звонари смогли принять в нем участие, а новосибирцы и гости из соседних епархий – услышать эти звоны.
Но все же сама звонильная программа – выступления иногородних гостей, была впереди. По традиции, каждый год проходит она на разных колокольнях. Именно такой принцип проведения фестиваля выбрали его организаторы – Сибирский Центр колокольного искусства Новосибирской Митрополии. Участников нынешнего, Десятого Пасхального фестиваля принимал Троице-Владимирский собор, а благословлял их на звон весь новосибирский епископат: Высокопреосвященнейший Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский, Преосвященный Лука, епископ Искитимский и Черепановский, Преосвященный Филипп, епископ Карасукский и Ордынский, Преосвященный Феодосий, епископ Каинский и Барабинский, почтившие фестиваль своим присутствием.
* * *
Обычно звонаря никто не видит. Он где-то там, наверху, под колоколами, и подняться туда вместе с ним можно лишь в Светлую Седмицу. А как он звонит? Как устроена сама колокольня? Из чего рождается звук и как совершаются звоны? На самом деле, это очень интересно. Но чаще всего остается за кадром.
Для того, чтобы чуть ближе познакомить зрителей со звонарским искусством, чтобы раскрыть перед ними красоту этой удивительной профессии – звонарь, на площади перед Троице-Владимирским собором решили установить большой экран (три на четыре метра), на который в режиме реального времени передавалось все происходящее на колокольне. Вот звонарь переступает с педали на педаль, и раздается мощный, низкий голос самых больших колоколов. Вот его левая рука парит над веревками средних колоколов, парит легко, словно бы и не прикасаясь к ним, но мы слышим, как рождается рисунок звона. А в правой его руке – веревки от зазвонных, и язычки малых колоколов выводят четкие, быстрые, мелодичные трели… Еще одно ни с чем не сравнимое зрелище. И площадь перед собором, несмотря на холодную и ветреную погоду, не пустела на протяжении тех двух часов, что шла программа. Причем наблюдать за тем, что происходит на колокольне, интересно было не только обычным зрителям. Сами звонари, еще только начинающие, и уже опытные, признавались, что возможность присмотреться к разным техникам исполнения для них очень важна с профессиональной точки зрения.
* * *
Лариса Дмитриевна Благовещенская, основатель Новосибирской Школы звонарей и научный консультант СЦКИ, кампанолог и кандидат искусствоведения, когда только начинала собирать этот уникальный материал – музыкальные произведения, имеющие отношение к колокольному звону, образу колокола или написанные для исполнения с колоколами, – не думала о том, что однажды из этого получится столь масштабный проект. А между тем, в этом году «Звоны России», филармонический концерт из ежегодного тематического цикла, прошел уже в пятнадцатый раз. Как всегда, силами камерного хора Новосибирской филармонии под управлением народного артиста России Игоря Юдина. Впервые – в новом академическом зале имени Арнольда Каца. Как всегда – с живыми голосами колоколов на сцене. Впервые – с интерактивной программой для зрителей в фойе.
Так, желающие учатся поднимать колокола и устанавливать их на балках колокольни; знакомятся с выездной экспозицией Музея колокольного звона; рассматривают выставку «Колокола в живописи»; пробуют читать и петь по-церковнославянски; отгадывают загадки и произносят скороговорки о колоколах; смотрят серию из научно-просветительского фильма «Сибирь колокольная», снятого СЦКИ… Всего в фойе работает около двух десятков интерактивных площадок, призванных подробнее рассказать людям о направлениях работы Сибирского Центра колокольного искусства.
«Звоны России» – единственный в стране проект такого рода, аналогов он не имеет. И для тридцати иногородних звонарей он стал настоящим подарком.
«Сегодня, я думаю, уже можно смело говорить о том, что Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири имеет свое лицо, – говорит Алексей Талашкин, заместитель руководителя СЦКИ. – И лицо это – церковное. Такой вектор и такое внутреннее наполнение всех мероприятий фестиваля задает игумен Владимир (Соколов), возглавляющий Сибирский Центр колокольного искусства. Фестиваль начался с молитвы и молитвой держался: научно-практическая конференция, круглый стол, семинары и мастер-классы, филармонический концерт из цикла «Звоны России» – во всем чувствовалась эта глубина».
Татьяна ЛИПКИНА.
Фотоматериалы Александра Кривцова
(6)